Раздельное образование в современной Беларуси 5 апреля 2012, 8:23 В 2011 году в Беларуси вышел первый за всю история существования независимого государства Кодекс об образовании. Этот документ во многом закрепил то, что было представлено в системе образования, начиная с 1991 года. В том числе особенность государственной политики, направленной на закрепление традиционных гендерных ролей. Эта политика проявилась в институциализации и легитимации раздельного образования, как в виде специальных учреждений образования, классов, так и в виде раздельных предметов. Так, в Кодексе прописываются особенности деятельности Суворовского училища, которое осуществляет набор только мальчиков с целью их подготовки для специальностей военного и спортивного профиля. При этом основными «заказчиками» этого образования выступают различные воинские формирования, а также МВД, МЧС и т. У беларусских женщин также есть право и возможность попасть в эти институции на уровне высшего образования или армии, однако специальную подготовку на уровне школы они получить не могут. Следовало бы задаться вопросом: с чем связаны эти различия? Почему, если в нашей стране женщины могут обучаться в «военизированных» образовательных учреждениях, именно на уровне среднего образования им закрыт доступ в подобные специальные заведения? Помимо учреждений в Кодексе закреплена желательность раздельного проведения для мальчиков и для девочек занятий по физической культуре. До сих пор в беларусских школах активно функционирует такой предмет как «Трудовое обучение», который также проводится раздельно для мальчиков и девочек. В рамках данной статьи мы обратимся к этим двум основным компонентам реализации принципа раздельного образования в современном белорусском среднем образовании: специальным предметам и учреждениям. «Хозяйка дома» и «Защитник Отечества» Появление в школьной программе предметов отдельно для мальчиков и отдельно для девочек подчеркивает и легитимирует различия между полами, формирует социальные нормы и правила поведения для каждого пола. Помимо возможного раздельного проведения уроков физической культуры, это те предметы, которые всегда проводятся раздельно, так как их содержание призвано обучать и воспитывать учащихся по-разному, в зависимости от их пола. Другими словами, эти предметы формируют у девочек и мальчиков различные умения и навыки, транслируют им различные знания. Так, начиная с 5-го класса и до 9-го, учащиеся изучают дисциплину «Трудовое обучение». Учебный план данного предмета, по сути, является списком дел, предписанных к выполнению представителем того или иного пола. Предмет трудового обучения для девочек называется « Обслуживающий труд». Следует отметить, что данное название отражает в полной мере представления о женской роли. Таким образом, уже в программе закрепляется роль «хозяйки дома» как основного направления будущего самоопределения девочки. В свою очередь основные темы учебной программы раскрывают то содержание, которое вкладывается в понятие «хозяйки дома»: « В соответствии с содержательными линиями Образовательного стандарта по предмету «Трудовое обучение обслуживающий труд » инвариантная часть включает с себя основные разделы: «Основы приготовления пищи», «Обработка текстильных материалов», «Основы домоводства», «Основы выращивания растений», в содержание которых заложены не только обучающие, но и воспитательные, социализирующие функции. Основные умения, которые должна приобрести каждая школьница — это умения, связанные с заботой и обслуживанием: забота о доме, его эстетическом оформлении, уход за одеждой, растениями, мебелью, приготовление пищи и т. Учебник трудового обучения для мальчиков в свою очередь носит название « Технический труд». В учебной программе по трудовому обучению для мальчиков ставятся совершенно иные цели, нежели в отношении девочек и подчеркивается в качестве основной последующая профессиональная деятельность мальчиков: « Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение технический труд » является подготовка школьников к трудовой деятельности в условиях динамически развивающихся общества, производства, науки, информационно-электронных и др. Следует отметить, что изучаемые в рамках предмета направления технического труда всегда связываются в учебниках с профессиями, в которых этот труд может быть применен, что способствует профессиональному самоопределению мальчиков. В старшей школе на смену дисциплине «Трудовое обучение» приходит учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который содержит два компонента: с юношами проводится допризывная подготовка, с девушками — медицинская подготовка. Уроки с юношами и девушками проводятся раздельно и одновременно по единому расписанию. В качестве основных целей допризывной подготовки обозначаются такие, как формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе; знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества; общефизической и военно-прикладной физической готовности к физическим нагрузкам военной службы. Данные утверждения подчеркивают исключительность роли «защитника Отечества» и, следовательно, автоматически наделяет мужчину особыми уникальными качествами. Для формирования мотивации у юношей в учебнике активно используется прием обучения на примерах описания подвигов и героических поступков: « В этом же году бесстрашный командир генерал-майор Доватор возглавляет 3-й кавалерийский корпус, который за мужество и героизм был преобразован во 2-й гвардейский корпус. Всего в учебнике приводится описание подвигов 161 «героя» мужского пола. Что касается женских образов, то в учебнике их представлено всего пять — Зина Туснолобова медсестраВера Хоружая журналистка и подпольщицаО. Гойшанамать и сестра Кроме того, описание деятельности этих женщин осуществляется параллельно с описанием их личной жизни, семей, что не характерно при описании мужских образов. Таким образом, роль «защитника» репрезентируется, как сугубо мужская, включающая такие понятия, как героизм, отвага, сила и т. Армия в то же время выступает важным институтом по «производству защитников Отечества». Данный курс привлекает особый интерес как потому, что акцентирует внимание на «обслуживающей» роли женщины, так и потому, что особым образом репрезентирует ситуацию с половым воспитанием в школе. Так, в тематический план по медицинской подготовке помимо изучения первой помощи входит также ознакомление с болезнями, а, в частности, с инфекциями, передающимися половым путем. С юношами изучение данной темы не проводится. Большая информированность девушек требует от них большей ответственности за свою половую жизнь, нежели от юношей. Интересным образом представлен в учебнике и раздел «Гигиена брака, половых отношений и беременности». Так, поражает своей детализацией описание гигиены женщины во время беременности, особенно если учесть, что это учебник для школьниц: « Для правильного грудного кормления ребенка необходимо заранее подготовить к этому соски молочных желез. Если они плоские или втянутые, то в последние 2 месяца беременности показан их ежедневный массаж: после смазывания борным вазелином сосок захватывают указательным и большим пальцами и оттягивают в течение 3-4 мин. Итак, в школе существование специальных предметов для мальчиков и девочек закрепляют факт гендерных различий, а также специфичности «женских» и «мужских» ролей. «Женские» роли связаны с обслуживанием и заботой в частной сфере. В то же время «мужские» роли связываются с ролями защитника, активного деятеля в публичном пространстве, стремящегося к профессиональному успеху. «Девочки — налево, мальчики — направо» Закономерным результатом политики государства в отношении гендерного равенства и положения женщины стало появление специализированных учреждений образования. Так, в 1992 году была создана и продолжает функционировать Жодинская женская гимназия, с 1994 года открыт в г. Минске Женский институт «Энвила». С 1953 года функционирует Суворовской училище для мальчиков. Образование в подобного рода учреждениях направлено на закрепление женских и мужских ролей. Однако на современном уровне наиболее частой практикой стало открытие не специальных учреждений образования, а создание в школах специальных классов для девочек напр. «Алеси» и мальчиков кадетские классы. В основе появления классов раздельного обучения лежит представление о различиях полов: « Природа создала мальчиков и девочек, мужчин и женщин не похожими друг на друга. Кроме того, практики раздельного обучения иногда реализуются и в других формах. Итак, в основе раздельного обучения лежит полоролевой подход и патриархатная идеология, которые призваны поддерживать представления о предназначении мужчины и женщины. Все это плохо соотносится с декларированной на уровне государства якобы гендерной политикой, которая формально направлена на установление гендерного равенства. Существование практики раздельного образования в том или ином виде в современной Беларуси навязывает и мужчинам и женщинам четкие установки в отношении того, что есть такое «мужественность» и «женственность». Эти установки во многом не соответствуют реальности, когда современные молодые мужчины не хотят связывать свою жизнь с военными структурами или идти служить в армию, женщины включены в профессиональную сферу и соответственно не хотят брать только на себя заботу о доме и детях. Ригидные и жесткие установки в отношении ролей, личных качеств создают ситуацию отсутствия выбора человеком своего жизнеопределения: каким ему быть, какими качествами обладать, с кем жить, где работать. Социальные системы пытаются за нас ответить на эти вопросы, в связи, с чем вспоминается один лозунг советского периода: «Железной рукой загоним человечество к счастью». Не по этому ли принципу строится современная гендерная политика государства, где понятие «счастья» — лишь фетиш идеологема для лучшего встраивания людей в систему и предзаданную модель? Допризывная подготовка юношей: учебное пособие для учащихся 10-11 12 классов общеобразовательных учебных заведений. Допризывная подготовка юношей: учебное пособие для учащихся 10-11 12 классов общеобразовательных учебных заведений. Основы медицинских знаний: учебное пособие для учащихся 10-11 12 классов общеобразовательных учебных заведений, учащихся проф. Вот, к примеру: девушка с веслом Превратилась в женщину… со шпалой. Гендерный вопрос такой гендерный. Жаль, рассуждения интеллектуалов, живших при матриархате до нас не дошли.

Смотрите также: